Глава 1. Интеграция свойств объекта.
1.1. Теория.
Что предпринимает человек, обнаруживший у себя признаки
некоторой болезни? Первое, наиболее вероятное и стандартное действие
- обращение к специалисту-врачу. Но всегда ли пациент получит от него
необходимую помощь? На этот достаточно сложный вопрос можно ответить
относительно просто. На помощь следует рассчитывать практически всегда
при выполнении двух условий: а) существует медицинская теория, описывающая
течение и методы лечения данной болезни; б) теория достаточно хорошо
изучена специалистом.
Что собственно представляет собой теория? Это ни что
иное, как наше отношение к окружающему миру, к сюрпризам, которые он
нам преподносит.
Теория (theoria) - система основных идей в той или
иной области знания; форма научного знания, дающая целостное представление
о закономерностях и существенных связях действительности. Критерий истинности
и основа развития теории - практика. [2]
Практическое знание мира, выражающееся
в фиксации (описании) результатов экспериментов, называется философами
"эмпирическим знанием" (эмпирическое знание - знание из опыта). Если
эмпирическое знание удается систематизировать, - что чаще всего означает
выявить в полученных экспериментальных данных закономерности, логическую
взаимосвязанность, - то возможно появление "теоретического знания".
Эмпирическое знание является простым отражением (возможно даже не осмысленным)
результатов опыта, эксперимента и, в конечном счете, свойств природы.
Теоретическое знание является его (эмпирического знания) систематизированной
логической переработкой. В отличие от знания эмпирического, теоретическое
знание позволяет не только прогнозировать результаты экспериментов,
на конкретной основе которых оно построено, - такую возможность предоставляет
и знание эмпирическое, - оно позволяет создать некоторый класс еще не
проведенных экспериментов с прогнозируемыми результатами. Например,
создание периодической системы химических элементов позволило предсказать
и открыть на этой основе совершенно новые химические элементы, которые
вряд ли могли быть обнаружены чисто опытным, эмпирическим путем.
Схематически
отобразить процесс взаимодействия человека с природой можно следующим
образом:
Если из приведенной схемы убрать последнее звено - теоретическое знание,
и каким-то фантастическим способом реализовать получившийся абстрактный
процесс в реальном мире, то с уверенностью можно утверждать, что полностью
замрет жизнь и развитие любого нормального человека.
Вся проблема заключается
в том, что ни один человек не располагает неограниченными материальными
и временными ресурсами для исследования каждого объекта Вселенной и
создания своего рода всеобъемлющей эмпирической инструкции по обращению
с данным объектом, учитывающей как его внутреннее строение, так и его
взаимодействие с другими объектами. И дело даже не в том, что объектов
и, соответственно, их свойств бесконечно много. Дело в том, что реальные
объекты обладают свойством непрерывной изменчивости. Народная мудрость:
"Нельзя дважды войти в одну и ту же реку" как нельзя более точно подчеркивает
данное свойство окружающей нас действительности. В реальном мире невозможно
провести несколько экспериментов и хотя бы дважды получить один и тот
же результат. Если результаты оказываются одинаковыми, это означает
только то, что экспериментатор либо чего-то не заметил, либо усреднил,
либо округлил результаты до нужной ему величины, - такое округление
неявно и очень часто производят измерительные приборы, всегда имеющие
предел точности измерений (погрешность), - либо работал с абстрактными
объектами (моделями).