Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь...
О жизни и хозяйственной деятельности любого современного общества, развившего техносферу и впавшего в зависимость от неё, можно утверждать следующее:
ПЕРВОЕ.
Производство всякой вещи или услуги (за какими-то единичными исключениями), начиная от задумки и кончая предоставлением её потребителю, требует коллек-тивного труда, направленного на производство самой вещи или услуги непосредственно, а кроме того - и труда, направленного на её производство опосредованно (производство и настройка технологического оборудования, создание сопутствующих необходимых условий, например отопление помещений и т.п.).И в этой КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЕ всякий ЛИЧНЫЙ ТРУД представляет собой сочетание труда непосредственно производительного и труда управленческого по координации деятельности членов одного коллектива, а также и координации деятельности многих коллективов.
ВТОРОЕ.
Если идти от готового продукта по технологической цепочке этапов его производства навстречу потокам вовлечения в производство полуфабрикатов, комплектующих, технологического оборудования, добычи первичного сырья и энергоносителей, то технологический процесс предстаёт как разветвляющееся дерево, разные фрагменты которого находятся в ведении административно не подчиненных друг другу директоратов производств.Директораты, будь они даже представлены одним человеком, управляют директивно-адресно в пределах своей юрисдикции : во-первых, фрагментами технологического процесса (кому и что делать); во-вторых, производственным продуктообменом (что у кого взять и, что кому передать после выполнения своей части работы).
Основанием для торговли во все времена и во всех регионах является невозможность по тем или иным причинам осуществить эффективное управление продуктообменом директивно-адресным способом. Причины этого: запрет на вторжение в права собственности других лиц; невозможность управления из одного центра вследствие неразвитости транспорта и средств передачи и обработки информации.
ТРЕТЬЕ.
Соответственно: Рынок промежуточных продуктов (обслуживающий сферу производства) с более или менее свободным ценообразованием представляет собой своего рода клей , которым разные фрагменты технологического процесса, находящиеся под директивно-адресным управлением разных директоратов, склеиваются в целостный технологический процесс. По мере того, как рынок утрачивает способность быть клеем , - сложные технологические процессы, в которых участвует множество директоратов и административно подчинённых им коллективов, рассыпаются на невостребованные фрагменты, которые, - не будучи внутренне самодостаточными системами в смысле производства и потребления, - начинают деградировать вплоть до полного их исчезновения с течением времени.
ЧЕТВЁРТОЕ.
Кроме рынка роль такого рода клея , объединяющего множество частных производств (микроэкономик) в одну макроэкономическую целостность, выполняет культура в целом, и прежде всего, - языковая культура (как повествует Библия, строительство Вавилонской башни было остановлено утратой языковой общности участников проекта), и в частности поддерживаемая обществом система стандартов (гайку с дюймовой резьбой не навернуть на болт с метрической резьбой и т.п.).
ПЯТОЕ.
Сбыт продуктов и услуг потребителями обеспечивается не только потребностью в самих продуктах, необходимых для удовлетворения тех или иных функций потребителей, но и платежеспособностью потенциальных потребителей, а также ожидаемой ими динамикой их платёжеспособности.
ШЕСТОЕ.
Финансовое обращение только сопутствует обмену промежуточными продуктами в процессе производства и потреблению продукции конечными потребителями и является по отношению к производству и распределению процессом управляющим. Воздействие финансового обращения на производство и распределение, т.е. на способность и неспособность рынка быть клеем - результат политики субъектов, властных над финансами общества: государственности (эмиссия, налогово-дотационная политика), банковского сектора (эмиссия, ставки ссудного процента и объемы кредитования), страхового сектора (объем страховок и цена за риски) и т.п.
СЕДЬМОЕ.
Производство и потребление в обществе образуют собой целостную систему. Она включает в себя технологические процессы в качестве скелета, который обрастает системой сопутствующих исторически складывающихся нравственно обусловленных взаимоотношений людей.
ВОСЬМОЕ.
Благосостояние общества и его перспективы обеспечиваются СУБЪЕКТИВНО посредством этой - ОБЪЕКТИВНО существующей и изменяющейся - системы в целом (в основе которой лежат технологии), а именно:целеполаганием в отношении функционирования этой системы;
организацией и настройкой системы и её элементов на осуществление намеченных целей, на подавление процессов, ведущих к осуществлению отвергаемых целей, на адаптацию (в том числе и упреждающую события) к выявляющимся новым проблемам и целям;
соответствием работы каждого сотрудника целям и параметрам настройки этой единой многоотраслевой производственно-потребительской системы.
ДЕВЯТОЕ.
Соответственно этому: Все политэкономические и экономические теории, которые вместо того, чтобы начинать рассмотрение экономической проблематики с выявления системной целостности многоотраслевого производства и потребления в современном обществе и постановки задачи об управлении саморегуляцией этой многоотраслевой производственно-потребительской системой, занимаются рассмотрением отдельных её компонент, избегая при этом вопроса об образовании компонентами иерархически высшей по отношению к каждому из них системной целостности и вопроса об организации управления саморегуляцией этой системной целостности, - в современных условиях представляют собой очковтирательство и шарлатанство.Это очковтирательство и шарлатанство в исторически сложившейся культуре (в России тоже) поставлено на профессионально-корпоративной мафиозной основе и является прямым выражением паразитического рвачества и злонравной продажности экономистов и социологов - академиков, членкоров, докторов, профессоров, кандидатов, доцентов, учёных и преподавателей рангом помельче.
ДЕСЯТОЕ.
Глобализация, альтернативная библейской - рабовладельческой ростовщической, - исключающая катастрофу культуры нынешней цивилизации и падение народов в дикость, подобную прорисовками американских фильмов-кошмаров о будущем , невозможна без определённого разрешения проблемы организации управления саморегуляцией глобальной производственно-потребительской системой в интересах обеспечения человечного достоинства всех людей.Таковы десять заповедей для оценки всей экономической публицистики и науки.