О “Детской Библии”

В школе, в начале 5-го класса, на уроках литература проходят “Детскую Библию”. На лето (после 3-го класса) её задают читать детям.

Это – хороший повод обратиться к учителям и к родителям с изложением нашего понимания Библии, и прежде всего – доктрины “Второзакония-Исаии”.

Кроме того, можно проанализировать и другие места из Библии.

I

У меня есть:

В книге (1) рассказы близки к тексту Библии (и даются ссылки на Библию); есть разделы Ветхий Завет и Новый Завет.

Книга (2) целиком посвящена Ветхому Завету. В ней во многих рассказах изложение существенно отличается от Библии; на мой взгляд, в лучшую сторону. Но зачем это делается? чтобы у детей выработались более правильные взгляды, или чтобы у читателей не возникло отторжение Библии?

Мои впечатления от книги (1).

Ниже:

[Курсив] в квадратных скобках – мой комментарий.

Курсив полужирный и без квадратных скобок – заголовок рассказа в книге (1).

Обычный текст – выдержки из книги (1), дословно или близко к тексту.

Ссылка: (стр.20) – ссылка на соответствующую страницу в книге (1).

Ссылки на Библию даются по книге (1).

Когда мой комментарий относится к книге (2) – это всюду оговаривается.

1) О грехопадении.

Изгнание Адама и Евы из рая (стр.20)

Грехопадение первых людей (Адама и Евы) состояло в том, что они захотели “быть как боги, знающие добро и зло”. (Бытие 3: 1-23)

[Следует ли из этого, что и нам не надо знать, что есть добро и что есть зло?

Или речь о том, что человек, возомнивший, что он сам может различить добро и зло, есть “демон”. Ибо “человек не самодостаточен в своей способности к Различению”. Вседержитель способен управлять и управляет всем, давая в определённые Им моменты времени спасительную способность к Различению или отказывая в ней”. (ДОТУ, стр. 161, 163) Т.е. Различение даётся, либо не даётся, каждый раз заново.]

2) С кем боролся Иаков?

Иаков “борется” с Богом (стр.56)

… Вдруг встретился с ним Некто и боролся с ним до зари и повредил Иакову сустав бедра. На рассвете было сказано Иакову: “Отпусти меня, ибо взошла заря”. Иаков же сказал “Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня”. [Иаков просит благословения, ещё не зная, с кем он имеет дело; ему это не так важно.] Тот спросил: “Как имя твоё?” Он ответил “Иаков”. Боровшийся с ним сказал: “Отныне имя твоё будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь”.

Также и Иаков спросил: “Скажи имя Твоё”. Но ответ был: “На что ты спрашиваешь о имени Моём?” И благословил Он Иакова.

Когда Иаков остался один, то понял, что он боролся с Самим Богом.

(Бытие 32: 13-30)

[ Вспомним русские народные сказки. Кто борется ночью, а на рассвете просит отпустить? – Нечистая сила!

В книге (2) этот рассказ отсутствует – не потому ли, что протоиерей знает русские сказки и предпочитает не вызывать у читателей опасных ассоциаций?

Далее. Боровшийся с Иаковом не назвал себя, Иаков потом сам “понял”, что это был “Бог”. Между тем, слова: ибо ты боролся с Богом” – ещё ни о чём не говорят; ведь и кто-то третий мог сообщить Иакову, что тот когда-то где-то и в чём-то боролся с Богом.

Далее. Иаков просил благословить его, ещё не зная, кого он об этом просит. Об этом он спросил позже, но ответа не получил. Иаков “понял”, что он боролся с “Самим Богом”, – т.е. он возомнил, что он сильнее Бога (раз тот просил отпустить его).

Спрашивается, кто же на самом деле “бог Иакова”? Судя по всему – сатана! ]

3) Ещё о различении.

Страдания Иова (стр.250).

… Тогда Господь решил доказать врагу всего человечества, что сердце Иова предано Ему и что Иов будет продолжать его любить, несмотря ни на что. Поэтому Бог сказал сатане: “Всё, что у него, в руке твоей, …”

Дьявол, имея попущение, начал всеми способами вредить Иову. Он погубил всех его детей и разорил всё имущество. Но вместо того, чтобы похулить Бога, Иов сказал: “Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!” А жене он сказал: “Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?”

(Иов, главы 1,2,4,5 )

[Здесь Иов не различает, что исходит от Бога, а что – от дьявола.]

Иов после вынесенных испытаний (стр.252)

Бог, испытав Иова, полностью возвратил ему его потерю и послал ему вдвое больше того, что он имел прежде.

[Как можно “полностью возвратить” потерю детей?! … Ведь дети не воскресли. Или для Иова дети – как скотина, его волнует только их количество, а не личность каждого?…]

4) О многобожии.

[Многие фрагменты Библии показывают, что “Бог Авраама, Исаака и Иакова” – это один из многих богов, а не Бог всего человечества, не Бог – Творец и Вседержитель. Приведу, по книге (1), некоторые из этих фрагментов.]

Моисей: “… Кто таков, как Ты, Господи, между богами? …” (стр. 96)

(Исход 14: 23-31, 15: 1-18)

Моисей сказал: “Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас; ибо господь, Бог твой, есть Бог ревнитель …” (стр.122)

(Второзаконие 5: 32-33; 6: 4-25)

[Здесь явно признаётся существование богов других народов.]

Слуга молится: “Господи, Боже господина моего Авраама!” (стр.46) (Бытие 24: 1-60)

[Т.е. слуга обращается не к своему Богу, а к богу своего господина.]

Руфь сказала: “…народ твой будет моим народом, а твой Бог моим Богом …” (стр.144)

(Руфь 1: 1-17)

[Значит раньше у неё был другой Бог.]

Вооз сказал Руфи: “… и да будет тебе полная награда от Господа, Бога Израилева …”

(стр.146) (Руфь 1: 19-21; 2: 1-16; 4: 13-17)

Соломон молится в храме: “Господи, Боже Израилев! Нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу; …” (стр.180) (3 Царств 8: 3-11, 22-52)

[Т.е. есть другие Боги, но они “не подобны” “Богу Израилеву”.]

Царица Савская говорит Соломону: “Да будет благословен Господь, Бог твой, …”

(стр.182) (3 Царств 10: 1-13)

[Отсюда ясно, что у царицы – другой Бог.]

5) Меня удивил стиль “обращений к Богу”.

Ревекка (стр.46)

Слуга молится, чтобы Господь послал ему навстречу предназначенную для Исаака девушку: “Господи, Боже господина моего Авраама! Пошли её сегодня на встречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом. Вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: “Наклони кувшин твой, я напьюсь”, и которая скажет: “Пей, я и верблюдам твоим дам пить”, – вот та, которую Ты назначил рабу твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим. ” (Бытие 24: 1-60)

[Здесь слуга Авраама указывает “Богу Авраама”, что и как он, “Бог”, должен делать.

В книге (2) этот эпизод изложен иначе: “слуга помолился Богу, прося, чтобы он указал ему самую благочестивую девицу для его милого Исаака”. ]

Сон Иакова (стр.52)

… Иаков проснулся и сказал: “Истинно Господь присутствует на месте сём, а я не знал!” Потом он взял камень, который был ночью под его головой, поставил его как памятник и дал обет Господу, сказав: “Если Бог будет со мною и сохранит меня в пути этом, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.” (Бытие 27: 41-46; 28: 1-22)

[Нужен ли Богу такой “дом” – этим Иаков не поинтересовался.

В книге (2) это место изложено иначе: “Камень же, на котором спал, Иаков поднял и сказал Это святое место”. Не имея ничего, что можно было бы принести в жертву Богу, Иаков взял этот камень, поставил его и вылил на него масло, которое взял с собою в дорогу. Он обещал: Если мне придётся идти обратно здесь же, и если мне, с помощью Божьею, посчастливится, то я построю на месте, где лежит этот камень, жертвенник Господу Богу.” (стр.38)

Спрашивается, зачем протоиерей переделывает “священный текст”? Чтобы у детей выработалось правильное отношение к Богу, или чтобы у читателей не возникло отторжение Библии? ]

6) Что такое хорошо?

Пророк Нафан перед Давидом (стр.172)

… После этого покаяния Нафан сказал Давиду: “И Господь снял с тебя грех твой; ты не умрёшь. Но так как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрёт родившийся у тебя сын”. Так грех Давида был прощён, но не остался ненаказанным.

(2 Царств 11: 2-17; 12: 1-14)

[Ничего себе – прощён! …]

Гибель Авессалома. (стр.174)

Израильтяне очень уважали и любили Авессалома, потому что он ложью, лицемерием, притворной добротой и заботой располагал их сердца к себе. [это – плохой перевод? или действительно “уважали и любили за ложь и лицемерие”?]

Авессалом, сын Давида, пошёл против своего отца с большим войском. Давид послал против него свой отряд, но приказал не причинять Авессалому зла и сохранить его жизнь. Давид продолжал любить его... [На воинов, которые будут гибнуть в битве, Давиду плевать, а своего сына ему жалко.] …Предводитель войска Давида пронзил стрелами сердце царского сына. [Предводитель ослушался приказа Давида – и правильно сделал.] Давид, узнав о случившемся, очень опечалился и долго плакал. “Сын мой, Авессалом, сын мой, сын мой, Авессалом! О, кто бы дал мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!” [А кто мешал? кто мешал убить себя, вместо того, чтобы посылать отряд против сына? Или надеялся, что гибнуть будут только воины, а сам он и сын его “тут ни при чём”?]

(2 Царств 14: 25-26; 15: 1-6; 18: 2-14,32-33)

7) Похоже, у израильтян во время “плена египетского” были свои рабы:

Господь выводит израильтян из Египта (стр.92)

И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхок до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей. И множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. (Исход 12: 31-40; 13: 20-22)

Наказание Корея, Дафана и Авирона (стр.114)

… И разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и всё имущество. И сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю …

(Числа 16: 1-3,23-35)

8) Разное

Моисей и Аарон перед фараоном (стр. 88)

Когда Господь сказал Моисею, что Он посылает его к фараону, чтобы тот отпустил народ Божий, то Моисей ответил: “О Господи! … Я тяжело говорю и косноязычен… пошли другого, кого можешь послать”.

Тогда Господь указал Моисею на его брата Аарона и сказал: “Разве нет у тебя Аарона брата, левитянина? Я знаю, что он может говорить… а Я буду при устах твоих и при устах его, и буду учить вас, что вам делать. И будет говорить он вместо тебя к народу. Итак, он будет твоими устами; а ты будешь ему вместо Бога”. [??]

(Исход, главы 4-10)

[В книге (2) эта “ересь”: “а ты будешь ему вместо Бога” – отсутствует.]

9) Некоторые дельные мысли из “Детской Библии”:

Авраам и Лот (стр.36)

Авраам был очень богатым. У него было золото, серебро и множество скота. У его племянника Лота тоже было много шатров, мелкого и крупного скота. Через некоторое время им стало тесно жить вместе, так как у обоих было много имущества.

Братья продают Иосифа (стр.64)

Бог видел зависть в сердцах братьев, которая привела их к ненависти, преступлению и лжи.

Моисей добывает воду из скалы (стр.100)

Господь никогда не посылает испытаний сверх сил, но всегда ободряет нас, утешает и помогает расти и укрепляться нашей вере и доверию к Нему.

Жертвоприношения для строительства святилища (стр.108)

Господь любит добровольно дающих. Он щедро благословляет того, кто от всего сердца и из любви к Нему жертвует на Его дело.

 

10) “Основные идеи Библии”, как их понимают авторы книги (1), изложены ими в предисловии (“О Библии”).

Приведу выдержки:

… В Ветхом Завете рассказывается о том, как Бог сотворил вселенную, о грехопадении человека, об истории Божьего народа Израиля, о пророках и пророчествах; …

В Новом Завете говорится о рождении и смерти нашего Спасителя – Господа Иисуса Христа, о Его учении, о Его смерти во имя спасения грешного человечества, о Его воскресении, о жизни первых христиан. Новый Завет содержит также “послания”, т.е. Слово Божие, обращённое к первым христианам и вообще ко всем людям на земле; и, наконец, “Откровение”, т.е. описание того, что случится, когда наступит конец мира.

Учение Иисуса Христа называется “Евангелием”. Слово “евангелие” в переводе с греческого означает “благая весть”. О чём эта весть? О том, что “…так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную”. [И больше в учении Иисуса Христа ничего нет? А как же Его проповеди?]

В Библии рассказывается не только о том, как произошло грехопадение человека, отлучённого за это от Бога и осуждённого на вечную погибель [Осуждённого кем? Богом?], но также и о Божьем замысле спасения человечества. [Спасение от кого? Бог решил спасти человечество от Божьей кары, т.е. от Себя самого?] О том, как Бог послал на землю сына Своего, Иисуса Христа, чтобы Он стал искупительной жертвой, принял смерть за грехи людей и указал им истинный путь жизни.

[Других задач у Иисуса Христа не было? Проповеди Христа не были целью Его прихода на землю и к “благой вести” отношения не имеют?]

II

В “Хрестоматии по литературе, 5-7 классы” (изд-во Ростов-на-Дону АО “Книга”, 1996г, тираж 10000 экз.) 1-ый раздел – “Библейские сказания”. В этом разделе приведены (в основном дословно) некоторые рассказы из книги (1). Введение в раздел (“О Библии”) также целиком взято из книги (1); об этом введении см. выше, п.10) предыдущего раздела.

В этой хрестоматии подраздел “Новый Завет” начинается с … погребения Иисуса. (Это вполне соответствует “введению”: если Иисус пришёл, чтобы умереть, то и рассказ о Нём надо начинать с Его смерти; остальное, т.е. как Он жил и что Он проповедовал – “не существенно”. )

А заканчивается раздел о Библии так:

“Слово Божие говорит нам, что из всех народов мира, даже русского, будет много спасённых через смерть Иисуса Христа.

Наша молитва и желание, дорогой читатель, чтобы и ты был одним из них. Читай Слово Божие. Оно указывает на путь спасения.”

Меня заинтересовало, кто автор-составитель этой хрестоматии? На обороте титульного листа указано только: “Худож. М. Ордынская”. Но на последней странице читаю: “Редактор-составитель В.В. Безбожный”. Нарочно не придумаешь! …

 

Шатилова Н.Н.

Hosted by uCoz