6. ЭМИССИОННЫЕ БАНКИ И ГОСУДАРСТВО

Свою свободную денежную наличность казначейство помещает на текущий счет в центральном эмиссионном банке, откуда оно берет часть сумм, чтобы по мере необходимости покрывать те или иные расходы. Таким образом, эмиссионные банки становятся средоточием денежной наличности не только коммерческих банков, но и казначейства, причем в составе их депозитов крупные суммы приходятся на вклады государства.

Храня свои денежные резервы на текущем счете в эмиссионном банке, казначейство расплачивается с государственными поставщиками чеками на этот банк. Следовательно, эмиссионные банки выполняют роль кассира по отношению к государству.

Пользуясь беспроцентно свободными денежными средствами казначейства, эмиссионные банки вместе с тем бесплатно выполняют для него ряд операций по исполнению государственного бюджета. Так, они принимают по поручению казначейства налоговые платежи, которые зачисляют на его текущий счет, а с другой стороны, производят за счет казначейства платежи процентов и погашений по государственным займам. Самый выпуск государственных займов осуществляется обычно при посредстве эмиссионных банков, которые организуют подписку на эти займы, размещают облигации займов среди коммерческих банков и других подписчиков и т.д.

Не ограничиваясь выполнением всех этих посреднических функций для казначейства, эмиссионные банки осуществляют кредитование государства за счет собственных ресурсов.

При устойчивом состоянии государственных финансов кредитование государства эмиссионными банками ограничивается предоставлением краткосрочных кредитов (в форме учета казначейских векселей или выдачи краткосрочных ссуд под государственные ценные бумаги), предназначенных для покрытия сезонного разрыва между бюджетными доходами и расходами. До тех пор, пока кредитование государства эмиссионным банком не выходит за эти рамки, оно не представляет угрозы для денежного обращения, так как выданные банком ссуды вскоре погашаются.

Дело принимает иной оборот, когда дефицит государственного бюджета становится хроническим и правительство систематически и длительно использует кредиты эмиссионного банка для покрытия этого дефицита. В таком случае ссуды эмиссионных банков государству становятся фактором инфляции.

Широкое использование ресурсов эмиссионных банков государственной властью характерно для периода общего кризиса капитализма. В этот период имеет место громадный рост государственных расходов, вызываемый увеличением правительственного аппарата, ростом армий, подготовкой и ведением империалистических войн. В связи с этим буржуазные государства начинают во все большей мере обращаться к государственным займам, опираясь на центральные эмиссионные банки, которые не только размещают государственные облигации на денежном рынке, но и сами вкладывают значительные средства в их покупку. Кроме того, казначейства выпускают краткосрочные векселя, значительная часть которых также покупается эмиссионными банками. Эмиссионные банки используются финансовой олигархией и подчиненным ей буржуазным государством для подготовки и ведения грабительских империалистических войн, которые служат для монополий одним из средств обеспечения максимальной прибыли.

Связь между эмиссионными банками и государством не ограничивается тем, что эмиссионные банки широко финансируют буржуазное государство; она проявляется также в переходе центральных эмиссионных банков в некоторых капиталистических странах в руки государства. Так, по закону, вступившему в силу с 1 марта 1946 г., была проведена национализация Английского банка. При этом все акции банка были выкуплены государством у частных акционеров, а директора Английского банка и его управляющий, которые ранее выбирались собранием акционеров, стали назначаться королем. Французский банк был национализирован по закону от 2 декабря 1945 г., причем акции его также были выкуплены государством.

. Национализация эмиссионных банков в капиталистических странах отнюдь не является социалистическим мероприятием, как это пытаются изобразить правые социалисты в целях демагогии и обмана трудящихся масс; это не более как буржуазная реформа, проведенная в интересах самой финансовой олигархии.

Во-первых, при оценке национализации решающее значение имеет классовая природа государства. Так как господствующим классом и в Англии и во Франции является буржуазия, то национализация эмиссионных банков означает лишь передачу их в собственность буржуазного государства, служащего орудием господства финансовой олигархии и аппаратом для подавления трудящихся масс.

Во-вторых, национализация эмиссионных банков в этих странах проведена при сохранении капиталистической частной собственности на главнейшие средства производства и не вносит принципиальных изменений в экономический строй общества.

В-третьих, национализация эмиссионных банков в Англии и Франции не внесла существенных изменений и в самую кредитную систему. В Англии национализации подвергся только Английский банк, депозитные же банки, в руках которых сосредоточено кредитование промышленности и торговли, остались собственностью частных капиталистов, так что национализация ни в коей мере не затронула центры финансового капиталакрупные коммерческие банки. Во Франции вместе с Французским банком было национализировано и несколько депозитных банков, однако и здесь большинство коммерческих банков осталось в руках их прежних собственников-капиталистов.

В-четвертых, буржуазная национализация банков осуществляется таким способом, при котором полностью обеспечиваются интересы бывших акционеров-капиталистов, продолжающих и после национализации присваивать не меньшую прибавочную стоимость, чем до нее. Более того, государство закрепляет за ними право на получение высоких прибылей. Дело в том, что прежние владельцы акций Английского и Французского банков получили солидное “вознаграждение” от государства, так как акции были выкуплены по высокому курсу и обменены на государственные облигации, приносящие твердый доход.

Например, за каждую акцию Английского банка номинальной стоимостью в 100 ф. ст. владелец ее получил от государства 3-процентные облигации на сумму в 400 ф. ст., весь же акционерный капитал Английского банка, составлявший 14,5 млн. ф. ст., выкуплен за сумму в 58 млн. ф. ст. Но так как дивиденд по акциям Английского банка в течение 20 лет до его национализации составлял 12% в год, то, следовательно, капиталист, получивший за 100-фунтовую акцию 400 ф. ст. 3-процентными облигациями, продолжает получать по 12 ф. ст. годового дохода, причем этот доход гарантируется капиталистам государством независимо от того, каковы будут в дальнейшем действительные прибыли банка.

Наконец, в-пятых, буржуазная национализация не внесла принципиальных изменений и в положение самих эмиссионных банков. Английский и Французский банки и до их национализации были тесно связаны с государством, а их кредитная политика согласовывалась с финансовой политикой казначейства. Акты о национализации лишь формально узаконили эту связь. Что касается управления этими банками, то оно фактически тоже не изменилось.

Итак, вопреки утверждениям правых социалистов, “национализаторские” мероприятия в буржуазных странах представляют собой не “демократический социализм”, а усиление государственно-монополистического капитализма.

 

Hosted by uCoz