5. ЭМИССИОННЫЕ БАНКИ КАК ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ

Особое место эмиссионных банков в кредитной системе состоит не только в том, что они обладают монопольным правом банкнотной эмиссии, но и в том, что главной их клиентурой как по пассивным, так и по активным операциям являются коммерческие банки, а не промышленники и торговцы.

Коммерческие банки не могут помещать все свои ресурсы в кредитные операции. Часть этих средств они вынуждены хранить в виде свободной денежной наличности (кассовых резервов) для того, чтобы в любое время выдавать наличные деньги по требованию вкладчиков. В связи с тем, что коммерческие банки осуществляют безналичные расчеты при посредстве эмиссионного банка, они обычно хранят в собственной кассе только часть денежной наличности, а остальную помещают на текущий счет в эмиссионном банке. В результате происходит концентрация кассовых резервов кредитной системы в эмиссионном банке. Вместе с тем в составе его депозитов начинают все более преобладать банковские вклады.

Так, из общей суммы вкладов Английского банка, составлявшей в апреле 1955 г. 354 млн. ф. ст., 269 млн. ф. ст., т.е. 76%, приходилось на вклады коммерческих банков. В США, где хранение резервов коммерческих банков (членов Федеральной резервной системы) в эмиссионных банках обязательно по закону, из общей суммы вкладов федеральных резервных банков, составлявшей в марте 1955 г. 19,8 млрд. долл., на резервы коммерческих банков приходилось 18,3 млрд. долл., т.е. 92%.

Система единого резерва, при которой средоточием денежных резервов коммерческих банков служит центральный эмиссионный банк, способствует значительной экономии наличных денег, но в то же время она делает ликвидность всей банковой системы крайне неустойчивой, так как громадная кредитная надстройка покоится на незначительных наличных ресурсах центрального эмиссионного банка. В случае внезапного массового истребования денег вкладчиками резко обнаруживается нехватка денежных резервов коммерческих банков и ограниченность резерва эмиссионного банка.

Превращение эмиссионных банков в “банки банков” проявляется не только в сосредоточении у них денежных резервов кредитной системы, но и в том, что эмиссионные банки осуществляют кредитование коммерческих банков. В периоды напряженного положения на денежном рынке коммерческие банки обычно прибегают к кредитной поддержке эмиссионных банков, получая от них ссуды в следующих формах:

1. Переучет векселей. Центральные эмиссионные банки учитывают обычно векселя, предъявляемые другими банками, а не прочей клиентурой. В ряде стран это предусмотрено даже уставами эмиссионных банков, допускающими учет лишь векселей, снабженных тремя подписями (третьей должна быть подпись банка, который переучитывает вексель в эмиссионном банке).

2. Перезалог векселей, т.е. краткосрочные ссуды под векселя, предъявленные коммерческими банками. К такого рода ссудам последние прибегают в тех случаях, когда деньги нужны им на короткий срок и пользоваться переучетом невыгодно, поскольку он оплачивается более высокой по сравнению с краткосрочными ссудами процентной ставкой.

3. Перезалог ценных бумаг, т.е. выдача банковских ссуд под ценные бумаги. Обычно эмиссионные банки выдают такие ссуды коммерческим банкам под обеспечение государственными ценными бумагами, но в некоторых странах допускается также выдача ссуд под другие виды ценных бумаг.

Устанавливая процентные ставки, по которым они переучитывают векселя и выдают ссуды коммерческим банкам, эмиссионные банки проводят определенную дисконтную (или учетную) политику. Одной из целей этой политики является охрана металлических резервов. Так, если происходит утечка золота из страны, угрожающая эмиссионным банкам истощением их резервов, то эти банки повышают свои процентные ставки в целях привлечения иностранных капиталов (которые ищут наиболее доходного помещения) и пополнения своих золотых запасов.

При помощи дисконтной политики центральные эмиссионные банки пытаются также оказывать воздействие на размеры кредитов, предоставляемых коммерческими банками своей клиентуре. Повышая свои учетные ставки, эмиссионные банки удорожают кредит для коммерческих банков, ограничивают для них возможность использования этого кредита и тем самым стараются побудить их в свою очередь сократить кредит клиентуре. Таким образом, повышение учетных ставок центральными эмиссионными банками является способом проведения политики кредитной рестрикции, т.е. ограничения кредита. С другой стороны, путем понижения учетных ставок центральные эмиссионные банки стремятся осуществлять политику кредитной экспансии, т.е. расширения кредита.

В эпоху домонополистического капитализма учетная политика эмиссионных банков была подчинена в первую очередь интересам денежных капиталистов и банкиров. Банки, являвшиеся тогда в основном лишь посредниками в кредите, были заинтересованы в высоких учетных ставках, дававших им возможность увеличивать свои прибыли за счет промышленников и торговцев.

В эпоху империализма учетная политика центральных эмиссионных банков претерпевает существенные изменения. Коммерческие банки становятся прямыми участниками промышленных предприятий и центрами финансового капитала, а эмиссионные банки, ставшие “банками банков”, в свою очередь превращаются в орудие финансовой олигархии. Важнейшей операцией финансового капитала является выпуск ценных бумаг, а чем ниже уровень процента, тем выше курсы ценных бумаг и тем благоприятнее возможности их эмиссии. С этим связана нередко проводимая центральными эмиссионными банками политика “дешевых денег”, т.е. низких учетных ставок.

Эта политика имеет своей целью кредитную экспансию, повышение курсов ценных бумаг и тем самым содействие финансовой олигархии в осуществлении ее важнейших и наиболее прибыльных эмиссионно-учредительских операций.

При этом выгоды от понижения учетных ставок и удешевления кредита достаются отнюдь не всем промышленникам, а только монополистическому капиталу: если коммерческие банки и понижают свои официальные процентные ставки вместе с эмиссионными банками, то лишь для тесно связанных с ними крупных промышленных предприятий, мелкие же предприятия вынуждены пользоваться дорогим кредитом или вообще лишены доступа к кредиту.

Кредитная политика центральных эмиссионных банков выражается не только в их дисконтной политике, но и в так называемых операциях на открытом рынке. Последние заключаются в купле-продаже этими банками ценных бумаг, преимущественно облигаций государственных займов.

Примером широкого использования операций на открытом рынке может служить деятельность федеральных резервных банков США во время кризиса 1929—1933 гг. Покупая государственные ценные бумаги на огромные суммы, эти банки оказывали большую поддержку финансовому капиталу и правительству. С одной стороны, федеральные резервные банки помогали своей кредитной экспансией крупным коммерческим банкам, перенимая часть их портфеля ценных бумаг и вливая денежные средства в эти банки, что до некоторой степени облегчало положение последних, сильно пошатнувшееся под ударами кризиса. С другой стороны, своими операциями на открытом рынке федеральные резервные банки финансировали государство, скупая правительственные ценные бумаги, выпуск которых сильно возрос в связи с дефицитом государственного бюджета в годы кризиса.

Буржуазные апологеты превозносят дисконтную политику эмиссионнных банков и их операции на открытом рынке. Они утверждают, будто путем понижения учетных ставок и скупки ценных бумаг эмиссионные банки могут осуществлять кредитную экспансию в любых размерах и этим поддерживать вечное процветание капиталистического хозяйства. Вместе с тем многие буржуазные экономисты заявляют, что центральные эмиссионные банки в состоянии путем повышения учетных ставок и продажи ценных бумаг ограничивать размеры кредита по своему усмотрению и этим якобы могут предотвращать перепроизводство и кризисы. Такая оценка роли кредитной политики эмиссионных банков является вопиющим извращением действительности в буржуазно-апологетических целях.

Прежде всего норма процента определяется не произволом банков, а стихийно складывающимся на денежном рынке соотношением между предложением ссудных капиталов и спросом на них. Сами центральные эмиссионные банки вынуждены изменять свои учетные ставки в зависимости от изменения стихийных условий денежного рынка: в разгар денежно-кредитных кризисов, когда спрос на ссудный капитал резко превышает его предложение, они повышают учетные ставки, а при изобилии денежных капиталов на рынке они понижают их. Своей кредитной политикой эмиссионные банки лишь в известной мере форсируют повышение или понижение нормы процента, но они не могут отменить объективный экономический закон, определяющий норму процента, и не в состоянии регулировать процентные ставки по своему произволу.

Далее, объем кредита определяется не кредитной политикой банков, а ходом капиталистического воспроизводства. Например, во время упадка капиталистического производства никакое понижение учетных ставок эмиссионными банками и никакое расширение ими операций на открытом рынке по покупке ценных бумаг не побудят капиталистов предъявлять большой спрос на кредит, ибо при низкой норме прибыли и ограниченных размерах воспроизводства они не могут полностью использовать даже собственные капиталы. С другой стороны, в фазе промышленного подъема, когда норма прибыли очень высока, повышение учетных ставок эмиссионными банками и продажа ими ценных бумаг не могут обуздать кредитную экспансию, спекуляцию и перепроизводство.

Наглядным доказательством этого может служить пример мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. Хотя учетная ставка Нью-йоркского федерального резервного банка перед кризисом, в 1927—1929 гг., была повышена с 31/2 до 6%, а сумма государственных ценных бумаг в портфеле федеральных резервных банков уменьшилась с 617 млн. долл. в конце 1927 г. до 228 млн. долл. в конце 1929 г., это отнюдь не прекратило кредитной экспансии. Сумма ссуд, выданных коммерческими банками, увеличилась за тот же период на 1,3 млрд. долл. С другой стороны, с конца 1929 г. по конец 1933 г. учетная ставка Нью-йоркского федерального резервного банка была снижена с 6 до 2%, а портфель государственных ценных бумаг федеральных резервных банков возрос на 1,9 млрд. долл.; тем не менее в результате кризиса сумма ссуд, выданных коммерческими банками, сократилась более чем вдвое с 26,2 до 12,8 млрд. долл.

Итак, стихийные законы капитализма ставят объективные границы кредитной политике банков, и никакая кредитная политика не в состоянии предотвратить неизбежные в условиях капиталистического способа производства экономические кризисы.

Своими операциями на открытом рынке центральные эмиссионные банки отнюдь не в состоянии ни предотвратить, ни преодолеть экономические кризисы. Но отсюда, конечно, не следует, что такие операции не играют никакой роли. В действительности значение их состоит вовсе не в “регулировании” объема кредита и динамики всего капиталистического хозяйства, а в том, что при помощи этих операций центральные эмиссионные банки оказывают большую поддержку крупным коммерческим банкам, форсируют снижение нормы процента в интересах монополистического капитала и финансируют государство.

Hosted by uCoz